Итак, об образовании. Когда-то давно, ещё учась в школе, я был полон иллюзий на тему высшего образования. Я был уверен, что при поступлении в университет, мне выдадут учебники, расписание лекций и семинаров, а далее я буду предоставлен сам себе: учебники нужно будет изучать самостоятельно, на лекциях мне будут читать лекции, а на семинарах будут практические работы и обсуждение услышанного на лекциях, а потом 2 раза в год на экзаменах я буду рассказывать усвоенное и получать оценку приобретённых знаний. Когда я поступил, всё оказалось не так.
читать дальше
Оказалось, что главный критерий - посещаемость, вместо лекций были диктанты, а вместо семинаров были обычные уроки по предметам, где преподователь пересказывает учебник и устраивает контрольные работы. Тогда мне показалось, что меня наебали. Собственно, сейчас я мнение не поменял: меня действительно наебали, но в другом. Я, под влиянием родительской пропаганды, ожидал, что от меня будет требоваться понимание изучаемого и реальные знания, а оказалось что нужно соответствие формальным требованиям, которые выбирались по принципу простоты проверяемости. Так у меня с высшим образованием не срослось: понимание в интересной мне области я получил самостоятельно, но бумагой об этом не разжился. Впрочем и выбор области тогда был ошибочным, я потом её сменил.
Прошло много лет. Я со своим средним образованием стал востребованным специалистом и подумал, а не получить ли мне корочку на заочном отделении какого-нибудь профильного ВУЗа? Я, если честно, до сих пор думаю, но некоторое время назад возникли новые переменные.
Некоторое время назад моя жена сдавала выпускные экзамены после четвёртого курса. Для меня это был отдельный шок: как за 4 года можно получить вышку? В меде обучение в университете длится 6 лет и то после такого обучения выше терапевта не прыгнуть, нужно потом ещё столько же потратить на обучение параллельно работе в медучреждении чтобы получить специализацию. Но оказалось, что в реальном мире всё проще.
Так вот, поскольку был ковид, экзамены сдавались удалённо. И я как мог помогал. В сопромате, который я тогда увидел впервые в жизни, и в электротехнике, которую изучал как радиолюбитель ещё в школьные времена, а потом столкнулся в компьютерной игре Factorio. Оказалось, что сопромат - это полная фигня по сравнению с патанатомией, его можно понять за неделю и вызубрить основные формулы за день, а электротехнику я сдавал за жену вообще без подготовки, главное знать основные принципы, известные любому радиолюбителю. В этот момент моё мнение о высшем образовании сильно пошатнулось.
Ещё больше престиж вышки в моих глазах пошатнулся, когда я сталкивался с применениями этих знаний в реальной жизни. Один пример: Надо надуть надувной туристический коврик. К нему в комплекте идёт компрессионный мешок, который можно использовать как насос. Чтобы наполнить мешок воздухом, можно пойти двумя путями: надувать его как воздушный шарик за 15-20 выдохов и потом сдувать в коврик через клапан, или использовать силу Бернулли и одним выдохом наполнять полностью, что ускоряет процесс на пару порядков. Все надувают мешок как воздушный шарик. И это пиздец.
Второй пример: на работе нужно послать высокочастотный сигнал по витой паре на большое расстояние. Есть кабель 6 категории, длиной 60 метров (для целевого оборудования по мануалу это предел, но этого мало) и есть катушка кабеля 7 категории, у которого сопротивление меньше (неизвестно насколько) экранирование другое (что тоже вносит свои поправки), и длина 300 метров. Задача - узнать, какая максимальная длина кабеля 7 категории допустима для коммутации приёмника и передатчика. Мысль замерить мультиметром сопротивление обоих кабелей и сделать поправку на индуктивность катушки, экран, а затем посчитать максимально допустимую длину кабеля 7 категории пришла только мне. Оказалось что 120 метров, что на 10 метров больше, чем нужно, и теперь у нас есть хорошая проводная линия между пунктом управления и целевыми устройствами, которая 5 лет работает без сбоев, несмотря на наводки (которые тоже я замерил и посчитал). 3 человека с вышкой не справились, а я со средним справился. Это ещё больший пиздец, потому что говорит о качестве оной вышки.
Так вот, к чему это я. Если человек со средним образованием переплёвывает людей с высшим образованием, что-то не в порядке в Датском королевстве. По идее, это они должны меня учить, но по факту учу их я. Значит, высшее образование у нас сейчас - полное говно и иметь корочку в некоторых местах не просто непристижно, а даже зашкварно. Как я собеседовал краснодипломников напишу как-нибудь в другой раз, но красный диплом для меня - это негативный признак, такого специалиста я с большой вероятностью к себе в цех не возьму. И что с этим делать - не понимаю. Если кто-нибудь напишет в комментах, что я упустил, буду благодарен.